На восточной границе


Александру Васильевичу Осипову посвящается
Записал: Денис Шушарин

Приведенные здесь воспоминания  оставил мне мой дед Осипов Александр Васильевич, который был призван в 1939 году и попал служить в Забайкалье, а после начала войны с империалистической Японией 9 августа 1945 принял участие в боевых действиях.

 

НА ВОСТОЧНОЙ ГРАНИЦЕ

30-е и 40-е годы

После окончания Чумаковской школы Куйбышевского района Новосибирской области в 1936 году я поступил в педагогическое училище г. Куйбышева (бывшего г. Каинска, на реке Омь, близ станции Барабинск).

До сих пор помню педагогов и методистов этого учебного заведения. И в те годы в училище была хорошо поставлена военно-спортивная работа. Действовала организация ОСОВИАХИМ (Общество содействия армии, авиации и флоту). Все мои друзья с интересом занимались, сдавали нормы на значки ГСО – «Готов к санитарной обороне», ГПВО – «Готов к противовоздушной обороне», ГПХО «Готов к противохимической обороне».

Особо запомнились военизированные сборы после II курса. Жили в палатках у реки. Занимались с учебным оружием, стреляли, купались, много занимались спортом. Сдали нормы на значки «Ворошиловский стрелок» и ГТО – «Готов к труду и обороне», получили значки ГТО на двух цепочках. В самом  училище действовали спортивные секции, играли футбольные и хоккейные  команды. Проводились товарищеские встречи с командами расположенного рядом зооветеринарного техникума.

Душой всех этих дел был любимый педагог, учитель физкультуры, полковник запаса Ижик Владимир Константинович. Он с началом Великой Отечественной войны был назначен на должность командира дивизии, воевал, имел ранения и награды. После войны я встречался с ним.   

В комсомол я вступил в мае 1939 г., когда понял, что  могу оправдать высокое звание члена Ленинского комсомола. Летом 1939 года, после окончания училища, я был направлен на работу в Сергинскую семилетку (школу, имеющую 7 классов). Принял 4-й класс, проводил уроки русского языка и литературы в 5 классе, уроки рисования и черчения.

Но работать пришлось недолго. Росла международная напряженность. В Европе поднял свою голову фашизм. Была задушена республика в Испании. Мы знали о надвигающейся войне. Мои предки от солдатской службы не бегали. Мой отец - Осипов Василий Иванович воевал в Первую мировую войну, прошел гражданскую и Великую Отечественную войну.

До нас в РККА (Рабочее – Крестьянскую Красную Армию) призывали 20-летних. А в 1939 г. Верховный Совет страны издал Указ за подписью М.И. Калинина о досрочном призыве в ряды РККА граждан 1920 и 1921 годов рождения, имеющих среднее образование. 25 сентября нас вызвали на призывную комиссию в военкомат, а 7 октября 1939 года мы в теплушках поехали на восток.

Забайкалье. Сопки и долины

9-й стрелковый полк 94-й дивизии. Карантин, затем – напряженная  учеба. Из Монголии возвратились в наш полк старослужащие – участники боёв с японскими захватчиками на реке Халхин-Гол. Неподалеку пролегала граница с Монголией и расположенным рядом марионеточным государством Маньчжоу-Го, контроль над которым осуществлял уже противник - императорская японская Квантунская армия.

Белофинны спровоцировали военные действия на Карельском перешейке под Ленинградом. В нашем полку был сформирован лыжный батальон из воинов-сибиряков, и под командованием лейтенанта Фиголя направлен на запад в район боёв. Запомнились два январских дня 1940-го года, когда стоял трескучий мороз - 57 градусов, а у нас были только шинели и шерстяные перчатки. Голая рука примерзала к стволу винтовки.

За год до войны был приказ наркома обороны С.К. Тимошенко: все занятия проводить не ближе пяти километров от расположения части. А стрельбище нашего полка было в восьми километрах. После завтрака, надев амуницию, под марш духового оркестра строем уходили на занятия. Запомнились и регулярные ночные походы и учения.

Пришёл март 1941 года, и мы на три недели вышли в зимние лагеря. Летние палатки
и матрасы … на снегу.

3 мая 1941 года по тревоге мы вышли на границу строить укрепления. Выставляли посты охранения в сторону границы. Шёл второй год армейской службы. После отбоя считали недели и дни до возвращения домой.    

1941 год. На границе 

22 июня 1941 года

Из репродуктора донесся взволнованный голос наркома иностранных дел Вячеслава Михайловича Молотова, обращенный к советскому народу. Так началась кровопролитная война … долгих 4 года, 1418 дней и ночей длилась она, унеся свыше 20 миллионов жизней наших советских людей. К концу 1941 года в Забайкалье из четырех дивизий, входивших в состав нашей 36-й армии, осталась только наша 94-я стрелковая дивизия, остальные три были переброшены на советско-германский фронт.

Вспоминая войну

Схема боевого пути 36-й армии

Кончились битвы на западе. Разгромлена фашистская Германия. Пришёл долгожданный праздник - День Победы! Но не было общего мира. У наших восточных границ стояла миллионная Квантунская армия Японии. Советский Союз, верный своим обязательствам перед союзниками по антигитлеровской коалиции Америкой и Англией, объявил войну союзнику поверженной гитлеровской Германии - императорской Японии. Закончились годы нашего стояния напротив позиций врага, приближалась пора боевых действий.

И вот дни этих последних событий мне запомнились больше всего. 9 августа 1945 года. Раннее утро. Получен приказ командующего Забайкальским фронтом маршала Р.Я Малиновского - форсировать реку Аргунь и разгромить Хайларскую группировку противника.    

Сухая степь. Нестерпимая жара. Нигде нет воды. Маршем пройдены 120 километров, и вот перед нами - Хайларский укрепрайон.

Как я знаю теперь, Хайларский бастион строили подневольные китайцы. В 1937 году они закончили строительство. Всех, кто строил этот укрепрайон, расстреляли. Крепость была окружена заполненными водой противотанковыми рвами, за ними было несколько рядов проволочных заграждений, потом шли сплошные траншеи и холмы. Эти сопки были дотами, каждый - двухэтажное сооружение, в котором располагался усиленный батальон. Всего 111 дотов. Стены трёхметровой толщины, сверху - трёхметровая подушка из земли. В доте - орудия и пулемёты. Все подходы простреливались сплошным огнём.

Ведём кровопролитные бои. Несём потери. 14 августа идём в наступление. Мы подняли солдат на решительный штурм укреплений и взяли первые сопки. На моих глазах в течение часа погибли любимец полка лейтенант Я. Бандурист, командир пулемётной роты старший лейтенант В. Перминов, комиссар полка майор Бескровный. В бою пали многие из рядовых и младших командиров.

Только после прибытия дополнительных артиллерийских частей, включавших гаубичный полк большой мощности, и тщательной подготовки штурма нашим  войскам удалось полностью овладеть этим укреплённым районом. 18 августа после кровопролитных боев Хайларский укрепрайон был окончательно взят штурмом, а его командующий генерал-лейтенант Номура сдался в плен. Здесь сохранились 24 братские могилы. На надгробных плитах написано, что в этой земле покоятся 1130 павших героев Красной Армии.

Гарнизон укреплений начал выходить из подземелий и сдаваться в плен. Всего же под землёй в укреплениях находилось 6,5 тысячи японских солдат. Там у них были артиллерийские орудия и пулемёты, боеприпасы, радиостанции, водопровод и электроосвещение. Глубина укреплений достигала 27 метров. По отдельной ветке внутрь подземелий укрепрайона заходили поезда с продовольствием и боеприпасами.

Видели мы и смертников - «камикадзе». Когда второй батальон полка захватил мост через реку Хайлар-Хэ, японцы на бортовые машины, нагруженные взрывчаткой, посадили смертников в подрывных поясах с задачей прорваться на мост и подорвать себя вместе с мостом. Но наши артиллеристы сумели из орудий прямой наводкой расстрелять машины - одну за другой до подхода к мосту.

Мне до последнего дня жизни будет помниться и подъём на горный хребет Большой Хинган. Туда мы втаскивали пушки, подталкивали машины. Но ещё трудней был спуск оттуда. На канатах! Следом прошли перевал и наши танкисты. Чудо!

Из-за внезапного появления наших войск на другой стороне Большого Хингана (хребет считался непреодолимым для общевойсковых подразделений) началась всеобщая паника у противника, среди японских солдат и генералов. Освободили города Бухэду и Чжаланьтунь.

Противник стал повсеместно сдаваться. Заканчивалась Вторая мировая война, продолжавшаяся долгих шесть лет, начавшаяся 1 сентября 1939 года.                                 

2 сентября 1945 года был подписан Японией акт о безоговорочной капитуляции. Некоторые фанатики делали харакири (кинжалами вспарывали себе животы).

Потери Японии составили около 700 тысяч человек (84 тысячи убитых и 594 тысячи пленных). Наша 94-я стрелковая дивизия получила почётное звание Хинганской и была награждена орденом Боевого Красного Знамени. Всем нам приказом №372 Верховного Главнокомандующего Сталина И.В. за отличные боевые действия в районе Хайлара была объявлена благодарность.  Мне были вручены командиром полка орден Красной Звезды и медаль «За победу над Японией».

Солдатская книжка убитого японского солдата

Потребителю




Задать
вопрос
личный
кабинет
подать
заявку на
ТО ВДГО
Оценить
ТО ВДГО
Направить
резюме